Історія

Херсонес

■ В V в. до Р.Х. греческие колонисты, переселенцы из Гераклеи Понтийской (на тер. совр. Турции) основали в Крыму демократический полис (город-государство) Херсонес Таврический. Он был построен на северном берегу Гераклейского полуострова (клиновидый выступ на западном конце крымского «ромба»), у входа в Севастопольскую (Ахтиарскую) бухту.

■ В I-IV вв. по Р.Х. Херсонес был аристократической республикой, зависимой от Рима, а с кон. IV в. – от Византии. Во 2-й пол. XIII в. Херсонес проиграл конкуренцию в торговле на Черном море генуэзцам, в кон. XIII и кон. XIV вв. подвергся разорениям со стороны ордынцев. С 1827 г. на руинах Херсонеса ведутся археологические раскопки, в 1888 г. здесь был основан музей (с 1925 – Херсонесский государственный историко-археологический, с 1978 – Государственный историко-археологический заповедник, с 1994 – Национальный заповедник «Херсонес Таврический»).

■ Раннехристианский писатель Ориген (II-III вв.) сообщает о миссионерском путешествии св. ап. Андрея в Скифию (Сев. Причерноморье), в IX в. иерусалимский монах Епифаний записал в Причерноморье предание о посещении св. ап. Андреем Херсонеса. Археологами не выявлено присутствия христиан в Херсонесе в эпоху св. ап. Андрея, поэтому сведения о его визите сюда воспринимаются в науке как легенда.

■ С Херсонесом Таврическим связывают также нередко имя свт. Климента Римского. 28 ноября 1908 г. св. мч. Димитрий Спиридонов (†1938), преподавая в Таврической духовной семинарии и являясь членом Таврической ученой архивной комиссии, выступил с докладом «К вопросу о мученичестве св. Климента, папы Римского в Крыму». Доклад был опубликован в 1909 г. в «Известиях Таврической ученой архивной комиссии». Анализ многих древних агиографических памятников привел ученого к следующим выводам. «Церковная история» Евсевия Кесарийского (нач. IV в.) еще не называет св. Климента Римского мучеником: «В третий год царствования упомянутого императора [Траяна] Климент, епископ Римский, скончался, передав свое служение Эваресту. В течение девяти лет он возглавлял обучение Божественному слову» (кн. III, 34). Особенности греческой версии данного текста таковы, что «поставление Эвареста предшествовало кончине Климента, а не ссылке; следовательно, кончина Климента произошла там же, где и поставление Эвареста», поскольку «в древней Церкви передача епископской кафедры одним другому не была явлением исключительным, но происходила только перед смертью первого. Выбытие же епископа из города еще не делало его кафедры вакантной». Не называет св. Климента мучеником и сочинение «О знаменитых мужах» Блаженного Иеронима Стридонского (кон. IV в.): «Он (Климент) скончался в третий год царствования Траяна и память о нем доныне хранит в честь его воздвигнутый в Риме храм». Однако, в ту же эпоху, сочинение «О порче книг Оригена» писателя Руфина – чья «литературная деятельность… небезупречна» – впервые говорит о мученичестве св. Климента. В это же время создается «мартирий» св. Климента, где на Римского епископа перенесены некоторые черты из жития сщмч. Климента Анкирского – в духе обычного для древней агиографии приема заимствований. Толчком послужило проникновение на Восток Средиземноморья известий о почитании в Херсонесе Таврическом мощей св. Климента «Анкирас» («с якорем»). Автор нач. VI в. Феодосий так сообщал об этом почитании: «Город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучение святой Климент; гробница его в море, где было брошено его тело; этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь в день его памяти весь народ и священники садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там Литургии, и Господь совершает там много чудес: там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю и прикоснется, то сейчас исцеляется». Чтобы предотвратить отождествление Херсонесского «Анкирас» с Анкирским св. Климентом, анонимный агиограф (Д.Спиридонов допускал, что это был тот же Руфин) отождествил 1-го из них с Римским епископом, но заимствовал данные из жития 2-го: объясняя появление 1-го в Херсонесе и комментируя его наречение «якорным», автор использовал мотив ссылок и эпизод потопления в мешке с камнями из жизни 2-го. Предпринятая мера, однако, не уберегла агиографию от отождествлений св. Климента Херсонесского со св. Климентом Анкирским, примеры которых встречаются в памятниках средневековья. В 860-х гг. Херсонес посетил – во время миссии к хазарам – св. равноап. Кирилл, который, узнав о прекратившихся отливах вблизи места погребения св. Климента, совершил обретение мощей на островке близ морского берега и перенес святыню в город, а часть от нее доставил в Рим; при этом он полагал, что обрел мощи именно св. Климента Римского. Мнение св. мч. Димитрия Спиридонова о том, что необходимо различать св. Климента Римского и тезоименитого мученика в Херсонесе, поддержано рядом авторов и в современной церковной литературе.

■ Третьей хрестоматийной вехой в истории христианизации Херсонеса церковная традиция называет деятельность Херсонесских свтт. Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона. «Жития» относят ее к первой половине IV в.; однако, анализ текстов «Житий» (между их списками есть расхождения) привел исследователей к выводу, что описываемые события происходили во 2-й четв. – кон. IV в. и что в повествовании содержатся художественные литературные вставки.

■ В 655 г. в Херсонесе завершил свой земной путь сщмч. Мартин, папа Римский, сосланный сюда за отказ поддержать ересь монофелитства, в которую впал византийский император Констант II.

■ В 861 г. Херсонес посетили св. равноапп. братья Кирилл и Мефодий, осуществлявшие миссию в Хазарский каганат.

■ Под 988 г. древнерусская летописная «Повесть временных лет» сообщает об отказе Киевского князя Владимира от язычества и введении на Руси христианства. По словам ПВЛ, накануне князь взял византийский Херсонес (летописный Корсунь) путем осады. На основе древнерусских и византийских источников выдвинуты 2 версии о причинах взятия города: 1) дорожа политической независимостью, князь решил не просить, а требовать от Византии крещения; 2) Византия откладывала брак князя с царевной Анной, обещанный за военную помощь против мятежа. После венчания с Анной Владимир вернул Херсонес Византии.

Монастырь

■ Обитель была основана в 1850 г. по инициативе свт. Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического, который выдвинул идею учреждения монастырей в наиболее почитаемых святых местах Крыма – на месте древних опустевших обителей и у посещаемых источников. Первый игумен Василий (Юдин) успел построить малую каменную церковь и 2 небольших помещения для иноков. В 1853 г. храм был освящен в память св. равноап. княгини Ольги, или, по иным данным – св. равноап. князя Владимира.

■ В годы Крымской войны (1853-1856) на территории монастыря были устроены французская артиллерийская батарея, пороховые склады и окопы, а церковь и кельи подверглись разрушению.

■ В 1857 г. в обители был освящен деревянный храм 7-ми свтт. Херсонесских, в 1860 г. его сменил каменный (освящен в 1861 г.), в 1863 г. был окончен настоятельский корпус (тогда же в нем была освящена домовая церковь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы, перенесенная во время ремонта 1899 г. в другую часть здания).

■ Еще при российском императоре Александре I предполагалось воздвигнуть на руинах Херсонеса – в память крещения здесь св. равноап. князя Владимира – соборный храм, однако в итоге Свято-Владимирский собор был построен в основанном по-соседству с руинами городе Севастополе. После Крымской войны, к идее сооружения отдельного Свято-Владимирского собора в самом Херсонесе – вернулись. Он был заложен в 1861 г. В 1890-х гг. строительство было окончено. Собор был спланирован над остатками одного из древних храмов, который в то время считали местом крещения св. Владимира; при этом, новое сооружение было 2-этажным, где в нижнем приделе сохранялись части кладки византийской постройки. Свято-Владимирский Херсонесский собор стал главным монастырским сооружением.

■ В 1924 г. монастырь был закрыт, собор действовал до 1925 г. В 1927 г. завершился процесс передачи монастырских сооружений дирекции раскопок Херсонеса. Часть экспозиций Херсонесского музея располагаются в бывшем настоятельском доме (1860-х гг.) и трапезной (1914 г.).

Судьба собора

■ Во время Великой Отечественной войны здание собора сильно пострадало. В сер. 1990-х гг. начался процесс восстановления храма и возрождения деятельности церковной общины (приходской, ввиду невозможности повторного учреждения монастыря на заповедной территории памятников национального значения). Восстановление храма окончено в 2001-2004 гг.

■ Венчая территорию древнего Херсонеса, Свято-Владимирский собор образует уникальный церковно-исторический и архитектурный комплекс со зданиями бывшего монастыря и открытыми благодаря раскопкам средневековыми храмами и монастырями.